FITNESS.UCOZ.RU
Пятница, 03.05.2024, 08:37
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории каталога
Статьи профессионалов [15]
Статьи известных авторов, профессиональных тренеров и спортсменов.
Цикл статей физиология для тренера. [5]
Любому тренеру и педагогу для успешной профессиональной деятельности необходимо знание функций организма человека.
Мои статьи [2]
Статьи наших корреспондентов. [0]
статьи активных участников сайта
Разное [2]
Различная информация

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233

Главная » Статьи » Статьи профессионалов

В 101 раз об обучении, или зачем нужна тренерам анатомия?


Дмитрий Калашников к.п.н. Президент Ассоциации Профессионалов Фитнеса.
Нужна ли тренерам анатомия и физиология?
- Конечно. Что за тренер, который не знает анатомию и физиологию?! – скажут многие.
- А зачем?
- Ну… чтобы тренировать эффективнее… упражнения подбирать правильно… еще для  чего-нибудь…


Давайте все-таки разберемся, ЗАЧЕМ тренеру необходимы анатомические и физиологические знания.

Посмотрим на ситуацию сначала глазами рядового энтузиаста бодибилдинга (которыми и являются, к сожалению, большинство персональных тренеров). Допустим, тренер знает, что для развития грудных мышц нужно выполнять упражнение «жим лежа». Причем, знает, как выполнять правильно и безопасно. И еще он знает, что «пучки частей большой грудной мышцы, заметно конвергируя, проходят в латеральном направлении и прикрепляются к гребню большого бугорка плечевой кости» Какая связь между этими фактами? НИКАКОЙ! Т.е. человек может спокойно выполнять это упражнение и укрепить свою грудную мышцу, совершенно не представляя, где она находится. Точно так же, как водитель автомобиля может эффективно управлять им, не зная, как он устроен.

Так необходимо ли тренеру знать анатомию и физиологию и, если да, то зачем? Давайте попробуем разобраться…

Чтобы понять, что нужно знать персональному тренеру, а что нет, придется для начала ответить на вопрос: а в чем заключается его деятельность в качестве сотрудника фитнес-клуба? Давайте оставим в стороне такие роли персонального тренера, как работник сферы услуг и продавец услуги «персональная тренировка» и остановимся на его ролях в качестве тренера и консультанта. Подбирая и дозируя нагрузки, а также консультируя по вопросам здорового образа жизни и питания, он удовлетворяет потребности клиента в изменении своей физической формы и повышении уровня здоровья.

Для выполнения этих задач (впрочем, как и любых других) ему необходимо знать и соблюдать некую ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ. В работе персонального тренера она должна содержать описание действий по определению степени готовности человека к нагрузкам, параметров нагрузки для ее дозирования, режимов нагрузки, соответствующих типовым целям клиентов, стандарты нормирования нагрузки и правила организации тренировочных занятий. Плюс добавьте сюда штук тридцать-сорок основных упражнений.

Так вот, перечисленная выше информация в сжатом виде занимает 10-20 страничек печатного текста и может быть освоена смышленым человеком ЗА НЕДЕЛЮ!

Речь, конечно же, идет о т.н. «натаскивании». Достаточно дисциплинированный человек, работая строго по технологии и обладая хорошими коммуникативными способностями, может быть ДОСТАТОЧНО эффективным при выполнении своей работы. Однако с таким уровнем знаний и умений связан ряд проблем.

Персональный фитнес-тренинг специфичен:

во-первых, до настоящего времени четко определенной и зафиксированной технологии работы фитнес-тренера в России не существовало. Даже американские источники дают несколько размытое представление о такой технологии. Мною изучены учебники “Fitness: The Complete Guide” американской учебной организации ISSA, “Personal Trainer Manual” организации ACE, “Essentials of Strength Training and Conditioning” учебной организации NSCA и учебник “The Complete Book of Personal Training”, Douglas S. Brooks. Взгляды на технологию работы тренера достаточно разнообразны, во многом противоречивы и даже спорны. Что же говорить о России, где до недавнего времени учебники для персональных тренеров отсутствовали вовсе. Ни в одном высшем учебном заведении России нет специализации «Фитнес-тренинг»*;

во-вторых, в этой должности зачастую оказываются энтузиасты бодибилдинга и фитнеса, а также спортсмены этих видов спорта. Единственный источник знаний для них – либо популярная литература этой тематики, либо советы тренеров или людей, имеющих некий авторитет в этой субкультуре.

В силу этих причин очень часто технологии и методики, применяемые в фитнес-индустрии и коммерческом любительском бодибилдинге, абсолютно не системны, научно не обоснованы, не опираются на общие принципы тренировки (по причине не знания оных) и выглядят как пестрое лоскутное одеяло. Как говорится, «у каждого додика своя методика».

Дополнительная путаница вносится еще и по следующей причине. Человеческий организм, обладая колоссальным адаптационным возможностями, часто приобретает благоприятные изменения даже вопреки безграмотным тренировочным методикам. Особенно если тренировочный процесс подкреплен фармакологической поддержкой, столь популярной у любителей бодибилдинга. В качестве яркого примера можно вспомнить жуткие тренировочные программы Арнольда Шварценеггера, описанные им в своей печально известной энциклопедии, копируя которую, многие энтузиасты бодибилдинга приобрели серьезные проблемы со здоровьем.

При этом энтузиасты и спортсмены из бодибилдинга в силу своего значительного тренировочного стажа и внушительных внешних данных могут иметь достаточно высокий авторитет среди тренерского состава фитнес-клуба и диктовать моду на тот или иной подход к тренировочному процессу. Поэтому внедренные правильные технологии, методики и стандарты, не подкрепленные ПОНИМАНИЕМ их физиологического воздействия и целесообразности, могут выполняться отчасти или не выполняться вообще. А значит, и результат такой попытки организовать работу по правилам, единым для всех тренеров, будет если не нулевой, то минимальный.

Итак, вернемся к знаниям, необходимым персональным тренерам. Они выстраиваются в следующую логическую последовательность:
1. Анатомия (строение человека, из чего он состоит)
2. Физиология (как он функционирует)
3. Физиология спорта (как он функционирует под нагрузкой)
4. Теория тренировки (понимание тренировки как частного проявления физиологических процессов, общие принципы и закономерности)
5. Методика тренировки (анализ различных по направленности тренировочных воздействий)
6. Технология фитнес-тренировки (описание работы фитнес-тренера)

Итак, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ изучение перечисленных выше блоков дает в конечном итоге ПОНИМАНИЕ той технологии, по которой предлагается работать специалисту, и тех методик, рекомендаций, ограничений, которые ему нужно будет в своей работе использовать.

Задача эта наиважнейшая. Однако она будет решена лишь в том случае, когда организованное обучение содержит все перечисленные выше этапы, которые как бы нанизаны на одну логическую ось и приводят к абсолютно конкретному результату – знанию и пониманию КОНКРЕТНОЙ технологии работы. Именно эта цель будет определять объем и содержание всех предыдущих блоков программы.

Кроме этого, в силу, увы, невысоких способностей тренерского состава к пониманию и усвоению материала и его логическому осмыслению, подача материала по анатомии и физиологии должна быть обеспечена максимальным количеством «зацепок» материла за конкретные примеры из практики фитнес-тренинга и работы персонального тренера. В процессе освоения начальных уровней программы, анатомии и физиологии, преподаватель должен как можно чаще предлагать решать проблемные задачи из практики тренерской деятельности, опираясь на усвоенный материал. Наша многолетняя образовательная деятельность показала полное отсутствие у этого контингента слушателей способности самостоятельно увязывать теоретические знания по анатомии, физиологии и биомеханике с теми задачами, которые им приходится решать в их профессиональной деятельности. Экзамены нередко проявляли парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию: слушатель на «отлично» сдавал экзамены по анатомии и физиологии, затем в попытке решить элементарные задачи из практики фитнес-тренинга продолжал опираться на почерпнутые из популярных бодибилдерских журналов мифические концепции.

Поэтому, повторю еще раз, программу обучения следует организовывать, ставя абсолютно конкретные задачи по освоению определенной технологии или методики тренировки.

В практике управления персоналом в сфере фитнес-бизнеса сплошь да рядом можно наблюдать следующую картину. Оглядев в очередной раз критическим взором тренерский состав своего клуба, фитнес-директор, менеджер подразделения или HR-менеджер заключает (руководствуясь, скорее всего, субъективными ощущениями), что уровень их профессиональных знаний недостаточен. К огромному сожалению, они руководствуются лишь пониманием того, что «сотрудников нужно обучать и развивать», приблизительным знанием, что «тренеры должны знать анатомию и физиологию, да еще не вредно им узнать о чем-нибудь новом в области фитнес-тренинга», а также, вероятно, желанием сэкономить. Поэтому организатор обучения приглашает преподавателя по анатомии (убеленного сединами, заслуженного и уважаемого профессора), по физиологии (седина, профессор) и, спросив тренеров, какого-нибудь харизматичного, известного в этой среде, эксперта по тренингу.

В конечном итоге, даже получив обратную связь от слушателей, что «программа была интересной и полезной», в работе тренерского состава не меняется НИЧЕГО! Причем каждый из преподавателей отработал весьма качественно. Вспомните Райкина: «Я лично пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет - пришиты намертво!»

Единственный и самый главный результат такого обучения – снижение у самого организатора программы и его руководства внутреннего ощущения тревоги или неудовлетворенности от предполагаемого ими невысокого уровня знаний у тренерского состава. Обучение провели, на душе полегчало, перед руководством отчитались, тренеры с облегчением вздохнули: «Все, слава богу, отстали, можно вернуться к своей обычной работе – «рубить персоналки».

Лежит ли этот результат в русле стратегических задач организации? Вопрос, как мне кажется, риторический…

В заключение, хочу напомнить менеджерам банальные, хорошо известные им, но не потерявшие актуальность, аксиомы:
1. любые управленческие решения должны быть направлены на решение организацией ее стратегических задач
2. любые управленческие решения (в т.ч., и решения о проведении обучения) должны решать КОНКРЕТНЫЕ, ИЗМЕРИМЫЕ, РЕАЛЬНЫЕ И ПРИВЯЗАННЫЕ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ МОМЕНТУ ВРЕМЕНИ задачи
3. инвестиции в обучение обязаны увеличивать прибыль

И менеджер совершенно четко и прозрачно должен видеть, каким образом это произойдет!


Источник: http://www.fitness-manager.ru
Категория: Статьи профессионалов | Добавил: fitness (21.04.2008)
Просмотров: 3831 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz